Равны или не равны? – Гендерный закон в Казахстане

В начале декабря 2009 года президентом Казахстана был подписан закон, гарантирующий равные права и свободы мужчин и женщин. Принятия этого закона ждали давно. Но насколько окончательный вариант оправдал ожидания?
Заполните Анкету о Работе и Зарплате


В начале декабря президентом был подписан закон, гарантирующий равные права и свободы мужчин и женщин. Принятия этого закона ждали давно. Но насколько окончательный вариант оправдал ожидания? 

Предпосылки к закону 

Полная формулировка подписанного 10 декабря 2009 года закона — «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Его наличие определено в «Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006—2016 годы» как один из индикаторов достижения гендерного равенства в общественно-политической жизни республики. 

Казахстан еще в 1998 году ратифицировал Конвенцию, запрещающую все формы дискриминации в отношении женщин. 

Правда, пока неизвестно, насколько принятый закон будет представлять из себя действенный механизм. Ведь по сравнению с его проектом, который разрабатывался депутатами парламентской группы «Отбасы» совместно с UNIFEM и другими организациями и проходил несколько раз международно-правовую экспертизу со стороны ОБСЕ, в своем окончательном виде закон претерпел ряд значительных изменений. «Стал стерильным, если не сказать грубее — кастрированным», — так охарактеризовала его Светлана Шакирова, директор Института гендерных исследований. Также в своем комментарии для Mojazarplata.kz она отметила «Не следует думать, что жизнь всех женщин после принятия закона сразу начнет улучшаться. Потому как закон — это не повышение пенсии и не плановое изменение курса тенге, которое меняет жизнь всех граждан в один день и сразу».

Что исключено 

Как уже было написано, в окончательном варианте некоторые из предложенных норм были изменены, а некоторые и исключены. 

Во-первых, была исключена одна из главных норм законопроекта, которая предписывается Пекинской платформой действий по положению женщин, о тридцатипроцентном представительстве лиц женского пола во власти на уровне принятия решений. 

Индекс гендерного равноправия ВЭФ (Всемирного экономического форума) указывает на снижение показателей политического участия женщин и их экономической вовлеченности в Казахстане в 2009 году — с 45−го на 47−е место.

Квоты, которые предусматривались законопроектом, а также допускались Стратегией гендерного равенства в РК на 2006—2016 годы и которые являются необходимой мерой для обеспечения более широкого участия женщин в исполнительной и представительной власти, были полностью исключены на уровне парламента. Причина озвученная депутатом Н. Сабильяновым — притиворечие принципу государственной службы. 

На вопрос о необходимости квотирования женщин Адиль Нурмаков, Исполнительный директор Центра Изучения конкурентоспособности, ответил: «Квоты на представительство женщин в государственных и местных органах власти вполне оправданы — не секрет, что карьера женщины на госслужбе имеет потолок и такое положение дискриминационно — а те немногие женщины, которые были у нас на руководящих должностях в правительстве „в обойме“ уже больше десятка лет». 

Индекс гендерного неравенства — количественный измеритель неравноправия полов, который высчитывается для большинства стран мира.

Второй немаловажный пункт, также представленный в законопроекте, но исключенный еще в Мажилисе — это харассмент. Причина исключения была объяснена Комитетом по социально-культурному развитию тем, что такая норма должна быть предметом административного и уголовного законодательства. 

Также из законопроекта была исключена обязательная гендерная экспертиза нормативных правовых актов, которая распространена уже во многих странах. 

Что осталось 

В сфере трудовых отношений законом закрепили ряд норм, призванных обеспечить равные права и возможности мужчин и женщин в этой области.

Так статья 10 гарантирует равные права при заключении трудового договора, равный доступ к рабочим местам, повышении квалификации, продвижении по службе. 

Работодатель не вправе требовать представления документов, не предусмотренных трудовым законодательством РК (перечень документов, необходимых для заключения трудового договора). 

Лица, считающие, что подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. 

Работодатель также не вправе создавать препятствия работнику, направившему компетентным органам жалобу о случаях дискриминации по признаку пола. 

Это все — выдержки из принятого закона. Станет ли он, как и предполагалось, источником действенных механизмов или останется декларацией благих намерений, покажет время.

Mojazarplata.kz

29.12.09

Материалы по теме:

loading...